Работа по изготовлению игрушек из природного материала в старшей группе ставит целью сформировать у детей интерес к этому виду труда, способствовать выработке навыков работы с различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, использовать этот вид труда для гармонического развития личности ребенка.
Работу следует начинать с легких конструкций, и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.
Вначале важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут сделать задуманные игрушки, учить работать с природным материалом.

В ходе занятий воспитатель решает и другие задачи, например: расширение кругозора детей, знакомство их с разновидностями растительного материала, формирование любви к природе, родному краю, коллективистических чувств, умения договариваться друг с другом во время работы, оказывать друг другу помощь.
Для создания поделок на начальном этапе дети используют только растительный материал.
Игрушки для изготовления рекомендуются с постепенным усложнением. Первые из них несложны по своей конструкции. Для усвоения последовательности изготовления игрушки используют анализ готового образца и повторное его изготовление вместе с детьми в ходе анализа.
Игрушки легкой конструкции требуют небольшого количества материала, а для соединения деталей во время анализа используют пластилин, как наиболее доступный детям материал для скрепления.
Если детали соединяются с помощью веточек, например голова ослика (желудь) с туловищем (другой желудь), делают отверстия шилом. Для этого необходим свежий материал, тогда наколы делаются легко, без усилий. (На данном этапе все действия с шилом производит воспитатель!)
Из растительного материала вначале рекомендуются несложные игрушки: стрекоза, посуда, бабочка, уж, козлик, котенок, птицы, ослик, олень.
Когда дети научатся делать простые по конструкции игрушки, им можно предлагать более сложные поделки, с большим количеством операций и большим разнообразием растительного материала. Поделки вначале делают по образцу, подготовленному воспитателем. Но дети могут самостоятельно отобрать необходимый для игрушки материал и в ходе работы заменить один его вид другим.
После овладения навыком изготовления простых игрушек из растительного материала, детям можно предлагать более сложные поделки: вертолет, павлин, собачка, лошадка, плот.
Кроме растительного материала, на занятиях по труду в старшей группе используют ракушки, удивительно красивый, разнообразный по форме материал.
Первые два-три занятия можно посвятить только ознакомлению детей с материалом, с его названиями, рассказать об образе жизни животных, покинувших своеобразные свои жилища1, на последующих — делать игрушки.
Во время прогулок или экскурсий на реку, к морю можно рассказать детям о происхождении и жизни животных (ракушек).
К называемым в обиходной речи «ракушкам» (панцирным моллюскам) относятся своеобразные морские животные, населяющие главным образом приливно-отливную зону морей, строение которых говорит о приспособленности к условиям жизни в этой среде. Они имеют обтекаемую форму тела, и благодаря способности плотно присасываться к поверхности камней им удается выдерживать удары самых сильных волн.
Представители этого класса имеют овальную форму тела, выпуклая спинная сторона которого покрыта раковиной, состоящей из пластинок. С брюшной стороны выступает мускулистая нога, которая служит органом передвижения и прикрепления к'скалам, камням, известковым водорослям.
Наиболее ярко и интенсивно окрашена верхняя поверхность раковины: в охряно- желтые или коричневые тона; но можно встретить и разнообразный узор из пятен всех цветов радуги: зеленых, красных и других, в сочетании со скульптурой раковинных пластинок это придает им очень красивый вид. Окраска многих моллюсков хорошо скрывает их в окружающей среде.
Моллюски населяют все моря, встречаются и на береговой линии, и на большой глубине, они легко переносят пребывание и вне воды, поэтому могут быть обнаружены весной, летом, осенью на побережье, так как в весенне-летний период они поднимаются в массовом количестве в приливно-отливную зону морей.
Улитки, или брюхоногие, — это наиболее разнообразный по форме класс. Характерно для них наличие раковины, закрученной в спираль. Раковина часто имеет башневидную форму или форму волчка. Брюхоногие достигают обычно больших размеров. Близки к ним мелкие улитки веретенообразной формы (встречаются в пресных водах). Некоторых представителей этого класса можно увидеть на берегах Днепра, Дона, их притоков. Широко распространенной является маленькая улитка верша, которая очень хорошо известна рыбакам побережий Черного и Азовского морей под разными местными названиями. Она достигает 20—30 мм, имеет красивую раковину светло-желтого, серого цвета, иногда с полосками. Вся поверхность ее украшена слегка извилистыми продольными ребрами, которые пересекаются глубокими спиральными бороздками. 1 Для подготовки рассказа воспитатель может использовать сведения о ракушках, помещенные на с. 32—34.
Широко распространены в морях, реках, озерах и даже прудах двустворчатые моллюски, насчитывающие до 400 видов. Они разнообразны по размеру, строению и окраске раковины (от пестрых узоров и ярких красок блестящих раковин до малозаметных среди водорослей одноцветных белых, розоватых и т. п.). Наиболее скромную окраску имеют раковины моллюсков, живущих на песчаных или илистых грунтах.
Строение раковины, как и окраска, находится в прямой зависимости от образа жизни, места обитания, глубины и качества грунта, на котором моллюски живут. Так, теллины (рис. 13, 5) закапываются в мягкий грунт. Венусы (рис. 13, 2) живут на поверхности грунта или слегка закапываются в него. В прибрежных мелководных районах на жестких песчаных грунтах с примесью камней обитают моллюски с крепкими, толстыми раковинами, например морские гребешки (рис. 14, 2) (черноморский гребешок). Они имеют округлую раковину, с прямым замочным краем, выдающимся по бокам в виде угловатых выступов — «ушек». Раковина украшена радиальными ребрами. Многие формы, живущие на прибрежных мелководьях, прикрепляются не только к камням, но и друг к другу, срастаются друг с другом, например устрицы. Они имеют несимметричные грубочешуйчатые створки раковин измененной формы. При этом левая имеет блюдцеобразную форму, а правая (более плоская) прикрывает ее как крышечкой. Левой (нижней) створкой устрица прирастает к камням или скалам, часто к створкам других устриц или иных сидячих моллюсков.
Крепкие известковые раковины двустворчатых, как и других моллюсков, хорошо сохраняются в отложениях (глинах и песках) в течение длительного времени. С древних времен моллюски использовались человеком разнообразно: они служили в качестве пищи, так как по калорийности превосходят мясо многих рыб, как морских, так и пресноводных; их раковины использовались как украшения, знаки отличия, кроме того, во многих районах Африки, Америки они заменяли деньги, а на некоторых островах Океании это свое значение они сохранили до настоящего времени. В Греции морские улитки использовались как лечебное средство, в Индии из пурпуровой улитки добывали красящее вещество.
Некоторые моллюски (в условиях влажного климата) приспособились к жизни на суше (Кавказ, Приморье, Дальний Восток).
Распространенными обитателями прибрежной зоны являются мидии (рис. 14, 4), часто образующие массовые поселения. У мидии удлиненная, клиновидная раковина, суженная спереди и расширенная сзади. Окраска раковины темная, часто иссиня-черная, внутренняя поверхность имеет тонкий перламутровый слой. Мидии живут в Черном, Баренцевом, Балтийском и других морях нашей страны.
В реках, озерах легко обнаружить перловицы, обладающие крупной раковиной с пластинчатыми боковыми зубцами. Большую группу мелководных форм образует сердцевидки, или кардиумы (рис. 14, 4), для которых характерна сердцевидная раковина с радиальными ребрами, часто украшенными чешуйками или имеющими острые ребра. Они обитают в Черном, Каспийском, Аральском, Балтийском морях.
поделка улитка из природного материала К морским двустворчатым моллюскам относятся донаксы (рис. 13, 4) — очень красивые маленькие (не более 2—3 см), округло-треугольные, с макушкой, сильно сдвинутой к заднему краю, блестящие раковины. Донаксы окрашены в самые различные цвета, нередко с красивыми полосками, благодаря которым их иногда называют «морскими бабочками». У нас в Черном море живут два вида донаксов.
Типичными обитателями песчаных грунтов, в которых они обычно закапываются, являются черенки. У них раковины очень характерной формы: тонкостенные, вытянутые, узкие. В Черном море встречается черенок обыкновенный с очень удлиненной (до 12 см) узкой, прямоугольной раковиной (рис. 14, 1).
В пресноводных водоемах наших рек и в замкнутых водоемах, озерах, прудах и даже болотах часто встречаются крупные улитки кустарниковые (рис. 13, 1) (живородки). Раковина этой улитки относительно тонкостенная, спирально завитая, бледно-коричневая с зеленоватым отливом и тремя полосами, сильно изменчива в оттенках.
В процессе работы с ракушками необходимо формировать у детей практические навыки соединения частей, умения подобрать материал нужной величины, формы и цвета. Одновременно решаются задачи развития художественного вкуса, умения видеть красоту природы.
Все игрушки из ракушек, которые делают дети старшей группы, создаются индивидуально, однако в процессе руководства работой воспитатель следит за тем, чтобы каждый имел возможность проявить заботу о товарище, оказать ему помощь при затруднениях.
В старшей группе дети выполняют следующие игрушки из ракушек: бабочка-капустница, цыпленок, черепаха, дикая птица, филин.
Методика работы с ракушками основывается на своеобразии материала, накопленных детьми умениях работать с природным материалом, а также на возрастных особенностях ребят; ход работы организуется так же, как и при изготовлении поделок из других природных материалов.
Схема методики проведения занятий по изготовлению поделок из природного материала примерно такова:
1. Вступительная беседа воспитателя о материале (например, о ракушках), с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность ракушки, обследовать форму, обратить внимание на цвет.
2. Сообщение темы и показ образца игрушки.
3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предположения о последовательности выполнения игрушки. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на выделение особенностей работы с данным материалом.
4. Изготовление детьми игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимся необходимую помощь, используя различные приемы, побуждает ребят к самостоятельному решению в совершенствовании конструкции игрушки, ее украшении, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.
5. Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов

по материалам книги "Эвелина Карповна Гульянц и Иляна Яковлевна Базик
Что можно сделать из природного материала"


Источник: http://doshkolnik.ru/prirodnie-podelki/117-metodika-izgotovleniya-igrushek.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Природный материал. Поделки из ракушек Колье из бисер и схемы


Поделка улитка из природного материала Поделка улитка из природного материала Поделка улитка из природного материала Поделка улитка из природного материала Поделка улитка из природного материала Поделка улитка из природного материала

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ